Запорная арматура для трубопроводов

Чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию трубопровода, необходимо предусмотреть наличие специальных элементов, которые будут регулировать поток жидкости и переходы. Благодаря ним можно будет при необходимости перекрывать движение жидкости, газов, сыпучих или других материалов.

Таким образом, можно не только обеспечить качественную подачу или отвод жидкости (материала), но и беспрепятственно осуществить ремонтные работы. Такими элементами являются задвижки для трубопроводов. В данной статье будет подробнее рассмотрено их конструктивное исполнение и назначение.

Что такое и где используются?

Задвижка – это запорная или регулирующая арматура, используемая в трубах для обеспечения нормального потока жидкости.

Запорная арматура для трубопроводовВодопроводные задвижки позволяют управлять количеством проходящей по трубам жидкости и при необходимости увеличивать или уменьшать объем подачи.

Процесс управления потоком осуществляется за счет увеличения или уменьшения диаметра его прохода. Что касается использования задвижек, чаще они используются в производстве. Если говорить о применении в быту, их можно встретить при регулировании водо- и газоснабжения жилищно-коммунальных хозяйств.

Задвижки необходимы для:

  • транспортировки нефти и газа;
  • обслуживания пищевой и химической промышленности;
  • подачи технологических компонентов в производственном процессе.

Они используются в основном на трубопроводах с большими диаметрами.

Изготавливают их из черных или цветных металлов небольшой стоимости. Сплавы металлов может быть разным.

Конструкция и принцип действия

Конструкция задвижки для воды включает такие элементы:

  1. Корпус. Это основная часть задвижки, оснащенная крышкой, ее помещают непосредственно в магистраль. Крышка необходима, чтобы закрепить конструкцию и впоследствии ею управлять. Выполняется корпус задвижки из металла, в том числе оцинкованного, дополнительно покрывается нержавеющими красками, грунтовками.
  2. Запорная арматура для трубопроводовЗапор. Выглядит элемент в виде заслонки, состоящей из металлического клина, шибера, диска или трубы, созданной из эластичных материалов. Дополнительно запор может покрываться эластомером, чтобы обеспечить герметичность. Благодаря нему происходит перекрывание канала при необходимости.
  3. Приводная система. Именно она осуществляет управление перемещением заслонки в задвижке, что приводит либо к уменьшению диаметра трубы, либо к полному ее перекрытию. Для изготовления приводной системы используются маховик и привод, который может быть пневматическим, электрическим и гидравлическим.

Взаимодействие всех этих элементов обеспечивает нормальную работу задвижки в целом.

Затворы водоснабжения

Задвижка представляет собой диск. Диаметр этого диска подбирается исходя из диаметра трубы, которую необходимо будет перекрыть. Процесс действия задвижки во время эксплуатации прост:

  1. Затвор открывается.
  2. Диск вращается.
  3. Происходит отвод жидкости, уменьшение ее объема или прекращение подачи.

Вращение происходит вокруг оси перпендикулярной движению потока. Отдельное внимание стоит уделить корпусу затвора, так как существует несколько возможных вариантов его исполнения. Например, корпус может быть цельным или разборным, иметь цилиндрическую или другую форму.

Внутри корпуса имеются дополнительные элементы, обеспечивающие его работу. Это запорный орган и уплотнитель. Запорный орган включает в себя подвижную и неподвижную части, которые соответственно называются двояковыпуклый диск и седло. Что касается уплотнителя, то в роли этого элемента выступает запорное кольцо, изготовленное из эластичной резины.

Виды и классификация водопроводных задвижек

В зависимости от того, что представляет собой запорный орган, задвижки подразделяются на:

  • Клиновые

Этот вариант подразумевает использование затвора конусообразной формы. Если необходимо перекрыть поток, он плотно входит в пространство между седлами конструкции. Клинья, используемые в таких задвижках, бывают жесткими, двухдисковыми и упругими.

Первые позволяют обеспечить надежное запирание проходного отверстия, но минус их в том, что есть возможность заклинивания. Что касается второго варианта, то за счет особой конструкции запорного органа повышается уровень герметичности и снижается риск заклинивания. Упругий запорный орган позволит облегчить управление и снизит силу трения, что значительно повысит срок эксплуатации.

  • Параллельные
    Запорная арматура для трубопроводов
    Параллельная задвижка

В таких задвижках используется параллельное расположение уплотнительных поверхностей запорного органа.

  • Шиберные

Чаще всего применяются в печных дымоходах. Представляют собой конструкцию, состоящую из рамки и металлической пластины с ручкой.

Критерии выбора задвижек

Для начала нужно провести тщательный анализ исходных данных, которые впоследствии станут определяющей основой для выбора подходящей конструкции.

Процедура выбора требует такой последовательности:

  1. Определение назначения запорной арматуры.
  2. Определение диаметра трубы.
  3. Выбор метода, при помощи которого будет осуществляться управление устройством.
  4. Выбор материала.
  5. Выбор конструктивного решения.
  6. Определение геометрических параметров.
  7. Выбор модели.

Чугунная арматура постепенно теряет свою популярность, ее постепенно заменяют стальные изделия. Если говорить о применении задвижек из чугуна, то использовать их лучше в канализационных трубопроводах, где также используются тройники.

Соединение с трубопроводом и монтаж

Соединение задвижки с трубопроводом происходит за счет специальных присоединительных концов. Для этого может быть использован фланец или муфта. В зависимости от того, какой тип концов используется, назначается определенный способ монтажа конструкции.

Подсоединение к металлическим водопроводным трубам

Запорная арматура для трубопроводовЧтобы произвести монтаж запорной арматуры в систему, состоящую из металлических труб, необходимо:

  1. Выбрать место установки задвижки и вырезать из трубы участок, совпадающий по размеру с конструкцией запорной арматуры.
  2. Произвести зачистку краев для обеспечения качественного монтажа.
  3. Нарезать на краях труб резьбу или приварить к ним фланцы. Зависит от того, какой способ присоединения задвижки был выбран.
  4. Выполнить герметизацию участков присоединения.

Как только герметизация будет выполнена, останется зафиксировать задвижку. Если до этого были приварены фланцы, то фиксация осуществляется при помощи болтов и шайб.

Монтаж в систему из пластиковых труб

При необходимости установки запорной арматуры в систему, состоящую из пластиковых труб, потребуется:

  1. Подобрать место установки задвижки и вырезать подходящий по размеру участок трубы.
  2. Нагреть насадки сварочного аппарата до подходящей температуры (обычно это 260°С) и надеть на них оба конца арматуры.
  3. Как только концы нагреются, вставить в них присоединительные патрубки устройства.
  4. Произвести соединение задвижки и трубопровода, а затем обеспечить неподвижное состояние каждого элемента.

В таком состоянии необходимо удерживать элементы до тех пор, пока не затвердеет пластик.

Очень важно при осуществлении позаботиться о безопасности не только кожи, но и дыхательных путей, так как пары нагретого пластика очень ядовиты.

Особенности установки на печные трубы

В этом случае понадобится выполнить установку задвижки в процессе возведения печи:

Запорная арматура для трубопроводов
Шибер-задвижка для печных труб
  1. Сверху в кладке вырезается небольшое углубление, которое будет по толщине подходить под рамку задвижки.
  2. Сначала выкладывается ряд кирпичей.
  3. Сверху в кладке вырезается небольшое углубление, которое будет по толщине подходить под рамку задвижки.
  4. В углубление укладывается шибер и выкладывается очередной ряд кирпича.

Когда цементный раствор, связывающий кирпичи, застынет, можно будет пользоваться задвижкой.

На видео показан детальный процесс установки задвижки при возведении печи:

Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов

Во время монтажа стоит учесть несколько ключевых моментов:

  • в процессе установки необходимо проследить, чтобы задвижка не подвергалась внешним нагрузкам;
  • место установки задвижки надо выбирать такое, чтобы в будущем было удобно производить ее осмотр и техническое обслуживание;
  • если монтаж происходит на горизонтальном участке, то исключается возможность устанавливать устройство маховиком вниз;
  • разбирать задвижку под давлением категорически запрещено;
  • также рекомендуется открывать задвижки при опрессовке трубопровода во избежание несчастных случаев или повреждения конструкции.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПроВодопровод